Ильматар или Луоннатар – это финская богиня-демиург, сотворившая реалии земного мира. Она почитается как
Согласно «Калевале…»
Основные сведения о Богине можно найти в одном из величайших памятников мировой культуры – карело-финском поэтическом эпосе «Калевала», состоящем из пятидесяти песен-рун.
В основу «Калевалы» легли карельские народные, эпические руны - песни, записанные и собранные в российской Карелии (Архангельская и Олонецкая губернии), а так же в некоторых местах финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера.
Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который произвёл определённый отбор вариантов рун-песен и сюжетно их связал.
Согласно рунам «Калевалы», в начале существования мира Ильматар – девственная дочь Воздуха, спустилась с небес в изначальное море. Резвясь в воде, она зачала от восточного ветра.
В течение семи веков Богиня плавала на поверхности моря, и не могла разродиться, потому что суши тогда еще не существовало.
Из яиц, снесенных уткой на ее колене, Ильматар сотворила Землю, Небо, Солнце, Луну, облака и звезды. Она создала животных и растения, а затем засеяла землю семенами и полила их водой, чтобы они дали всходы.
После этого родился ее сын Вяйнемёйнен - первый человек, богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Он – шаман, который действовал чаще колдовством, нежели мечом или копьём.
Из пасти гигантской щуки он сделал первое кантеле – гусли, и играл на них так искусно, что своей музыкой укрощал диких зверей.
Почитание Ильматар в современном язычестве
В Современном язычестве Богиня Ильматар почитается в ипостаси Девы и Матери.
Под именем Ильматар («Мать Воздуха») она почитается как Богиня – Мать, но под именем Луоннатар («Дева Природы») она почитается как Богиня – Дева.
Однако, у Богини есть еще одно имя «Каве» или «Илматар-Каве» - «Хозяйка Вод» («Мать Воды»). Это имя упоминается в рунах «Калевалы». Считается, что это имя Богиня приняла для рождения своего сына Вяйнемёйнена.
Однако, не все так просто с рождением ее сына, и как Мать Вяйнемёйнена, Богиня выступает, скорее в Темной, Грозной ипостаси, чем в Светлой и Благой.
Семьсот лет она металась по бескрайней пучине вод, и, наконец, внял ее мольбам верховный Бог Укко и послал утку, которая снесла на колене Богини семь яиц, из которых она сотворила реалии нашего мира.
Забыв о рождении сына, Богиня начала обустраивать сотворенный мир.
И еще тридцать лет провел Вяйнемёйнен во чреве матери, через пуповину впитывая тайны творения, и, становясь мудрее с каждой минутой, проведенной в чреве Творящей мир матери
Но тяжело ему жилось не рождённым, он хотел выйти и увидеть мир, сотворенный Ильматар.
Поэтому он развернулся и пальцем левой ноги открыл «костяной замок», сдвинул «ворота крепости», на коленях переполз и - упал в море, обхватив волны руками…
Глубинный смысл Мифа о рождении Вяйнемёйнена
Если вдуматься в символизм деталей этого сюжета, то становится ясно, что Ильматар сочетает в нем функции не только Богини – демиурга, сотворившей наш мир, и Богини – Матери, но и Богини - Смерти и Потустороннего Мира.
На это могут указывать следующие детали:
1.Из особенностей финно-угорской мифологии:
водная стихия, изначальные воды, первичный океан и детали космогонического мифа.
Согласно некоторым вариантам модели мира финно-угров, изначальные воды находились в Нижнем, Подземном Мире, а так же олицетворяли хаос, предшествующий эпохе творения и упорядоченного космоса.
Из земли, принесенной со дна изначального океана, был сотворен наш мир и его реалии. В большинстве финно-угорских мифов эту землю принесла утка, или – божество, обратившееся в утку.
Подземный мир – это мир холода, мрака и Смерти, откуда смертные никогда не возвращались.
2. Из мифа о рождении Вяйнемёйнена:
детали сюжета о том, как герой покидает чрево матери.
Согласно «Калевале»:
«…он развернулся и пальцем левой ноги открыл «костяной замок», сдвинул «ворота крепости», на коленях переполз…»
Это похоже на выход через Врата закрытого, отделенного от нашего, мира. И
Согласно вышеприведенному отрывку, Ильматар выступает именно как Богиня, охраняющая Врата Мира Мертвых, и, поэтому, она может восприниматься как Богиня, ведающая Смертью, а чаще всего это - ипостась Богини-Старухи.
3. Понимание Богини - Матери в Современной Викке:
Богиня ведает вопросами Жизни и Смерти, обладает властью над Светом и Тьмой.
Культ Богини – Матери - символа и источника жизни и плодородия – один из древнейших на земле.
Однако, наряду с тем, что Богиню воспринимали, как «Дающую Жизнь», Она была той, кто «Забирает Жизнь».
Это была Мать ужаса, Смерти и разрушения, чье чрево, дающее жизнь, трансформировалось во вход в подземный мир мертвых
Поэтому, еще в эпоху неолита Богиня почиталась как Великая Богиня Жизни, Смерти и Возрождения.
Детали и элементы современного культа:
*Эпитеты Богини: Мать-Вода, Дочь Природы и Небесная Мать.
*Как Мать и Деву ее почитают на растущую луну и полнолуние; как Темную Мать и Старуху – на фазе убывающей луны
*На фазе молодой луны к ней обращаются за помощью в следовании по Духовному Пути, за благословением в творчестве, развитии какого-либо дела, при условии, что оно зависит от вашего мастерства,
*В полнолуние она ведает вопросами материнства, зачатия и воспитания детей;
*Под именем Луоннатар, упомянутым в Калевале, она почитается как Лунная Богиня,
*Как Богиня – демиург, она покровительствует ремеслам и поэзии, и в этом она схожа с кельтской Бригиттой,
*На алтарь Ильматар рекомендуется ставить зеленые или белые свечи, использовать сладкие, пряные благовония.
*В практиках медитации и визуализации полезно представлять водоем – озеро или море: Богиня сотворила мир, находясь в море, поэтому - то, что вы просите у нее она так же может привести к вам из водной стихии.
*Главный праздник Богини отмечается 26 августа.
Богиня – Мать, Небесная Богиня и Хозяйка Вод
Согласно «Калевале…»
Основные сведения о Богине можно найти в одном из величайших памятников мировой культуры – карело-финском поэтическом эпосе «Калевала», состоящем из пятидесяти песен-рун.
В основу «Калевалы» легли карельские народные, эпические руны - песни, записанные и собранные в российской Карелии (Архангельская и Олонецкая губернии), а так же в некоторых местах финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера.
Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который произвёл определённый отбор вариантов рун-песен и сюжетно их связал.
Согласно рунам «Калевалы», в начале существования мира Ильматар – девственная дочь Воздуха, спустилась с небес в изначальное море. Резвясь в воде, она зачала от восточного ветра.
В течение семи веков Богиня плавала на поверхности моря, и не могла разродиться, потому что суши тогда еще не существовало.
После этого родился ее сын Вяйнемёйнен - первый человек, богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Он – шаман, который действовал чаще колдовством, нежели мечом или копьём.
Из пасти гигантской щуки он сделал первое кантеле – гусли, и играл на них так искусно, что своей музыкой укрощал диких зверей.
Почитание Ильматар в современном язычестве
В Современном язычестве Богиня Ильматар почитается в ипостаси Девы и Матери.
Под именем Ильматар («Мать Воздуха») она почитается как Богиня – Мать, но под именем Луоннатар («Дева Природы») она почитается как Богиня – Дева.
Однако, у Богини есть еще одно имя «Каве» или «Илматар-Каве» - «Хозяйка Вод» («Мать Воды»). Это имя упоминается в рунах «Калевалы». Считается, что это имя Богиня приняла для рождения своего сына Вяйнемёйнена.
Однако, не все так просто с рождением ее сына, и как Мать Вяйнемёйнена, Богиня выступает, скорее в Темной, Грозной ипостаси, чем в Светлой и Благой.
Рождение Вяйнемёйнена
Семьсот лет она носила во чреве сына и - не могла разродиться, потому что не было суши, куда бы она могла выйти.Семьсот лет она металась по бескрайней пучине вод, и, наконец, внял ее мольбам верховный Бог Укко и послал утку, которая снесла на колене Богини семь яиц, из которых она сотворила реалии нашего мира.
«...И улеглась буря, и сменился мир, и время мира стало другим: отделилась тьма от света и день от ночи, воцарилось в небе юное солнце,
помогал ему править молодой месяц.
Довольна осталась Ильматар превращением: плавает она по дремотному морю, по туманной глади,
и под ней оживают водные глубины,
а над ней озаряется небо...»
И еще тридцать лет провел Вяйнемёйнен во чреве матери, через пуповину впитывая тайны творения, и, становясь мудрее с каждой минутой, проведенной в чреве Творящей мир матери
Но тяжело ему жилось не рождённым, он хотел выйти и увидеть мир, сотворенный Ильматар.
Поэтому он развернулся и пальцем левой ноги открыл «костяной замок», сдвинул «ворота крепости», на коленях переполз и - упал в море, обхватив волны руками…
Глубинный смысл Мифа о рождении Вяйнемёйнена
Если вдуматься в символизм деталей этого сюжета, то становится ясно, что Ильматар сочетает в нем функции не только Богини – демиурга, сотворившей наш мир, и Богини – Матери, но и Богини - Смерти и Потустороннего Мира.
На это могут указывать следующие детали:
1.Из особенностей финно-угорской мифологии:
водная стихия, изначальные воды, первичный океан и детали космогонического мифа.
Согласно некоторым вариантам модели мира финно-угров, изначальные воды находились в Нижнем, Подземном Мире, а так же олицетворяли хаос, предшествующий эпохе творения и упорядоченного космоса.
Из земли, принесенной со дна изначального океана, был сотворен наш мир и его реалии. В большинстве финно-угорских мифов эту землю принесла утка, или – божество, обратившееся в утку.
Подземный мир – это мир холода, мрака и Смерти, откуда смертные никогда не возвращались.
2. Из мифа о рождении Вяйнемёйнена:
детали сюжета о том, как герой покидает чрево матери.
Согласно «Калевале»:
«…он развернулся и пальцем левой ноги открыл «костяной замок», сдвинул «ворота крепости», на коленях переполз…»
Это похоже на выход через Врата закрытого, отделенного от нашего, мира. И
эти Врата заперла и держала закрытыми сама Ильматар.
Если проследить за мифологиями других народов, то Врата в потусторонний мир Смерти – всегда закрыты, и их охраняет страж или само божество Смерти, не позволяя пройти через них, и тем самым преодолеть границу между мирами.Согласно вышеприведенному отрывку, Ильматар выступает именно как Богиня, охраняющая Врата Мира Мертвых, и, поэтому, она может восприниматься как Богиня, ведающая Смертью, а чаще всего это - ипостась Богини-Старухи.
3. Понимание Богини - Матери в Современной Викке:
Богиня ведает вопросами Жизни и Смерти, обладает властью над Светом и Тьмой.
Культ Богини – Матери - символа и источника жизни и плодородия – один из древнейших на земле.
Однако, наряду с тем, что Богиню воспринимали, как «Дающую Жизнь», Она была той, кто «Забирает Жизнь».
Это была Мать ужаса, Смерти и разрушения, чье чрево, дающее жизнь, трансформировалось во вход в подземный мир мертвых
Поэтому, еще в эпоху неолита Богиня почиталась как Великая Богиня Жизни, Смерти и Возрождения.
Детали и элементы современного культа:
*Эпитеты Богини: Мать-Вода, Дочь Природы и Небесная Мать.
*Как Мать и Деву ее почитают на растущую луну и полнолуние; как Темную Мать и Старуху – на фазе убывающей луны
*На фазе молодой луны к ней обращаются за помощью в следовании по Духовному Пути, за благословением в творчестве, развитии какого-либо дела, при условии, что оно зависит от вашего мастерства,
*В полнолуние она ведает вопросами материнства, зачатия и воспитания детей;
*Под именем Луоннатар, упомянутым в Калевале, она почитается как Лунная Богиня,
*Как Богиня – демиург, она покровительствует ремеслам и поэзии, и в этом она схожа с кельтской Бригиттой,
*На алтарь Ильматар рекомендуется ставить зеленые или белые свечи, использовать сладкие, пряные благовония.
*В практиках медитации и визуализации полезно представлять водоем – озеро или море: Богиня сотворила мир, находясь в море, поэтому - то, что вы просите у нее она так же может привести к вам из водной стихии.
*Главный праздник Богини отмечается 26 августа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий