Сегодня, в православном календаре, Дни поминовения усопших носят название Родительские субботы, однако, традиция поминать умерших имеет более глубокие корни, уходя в языческую древность и там, основой своей имеет, зачастую, традицию родового поминовения умерших.
Целью всех поминальных обрядов является не просто вспомнить умерших предков, но этим поминовением живые старались задобрить предков и снискать их расположение к живым сородичам – потомкам.
Поминальные обряды являются частью древнего, патриархального культа предков.
Культ предков – это почитание умерших прародителей и сородичей, снискание их расположения к живым сородичам – потомкам.
В языческие времена поминовения удосуживались не все умершие, а только «чистые» - т.е. умершие естественной смертью от болезней и старости. Считалось, что они прожили свой век на земле и ушли в иной мир. На Руси их почтительно называли «родителями», не обращая внимания на пол и возраст, и считали покровителями семьи.
Другие умершие – «нечистые», которых называли «мертвяки» и «заложенные» - это те, кто умер неестественной смертью, насильственной, преждевременной, от несчастного случая (убитые, самоубийцы, утопленники, замерзшие, сгоревшие, умершие от пьянства, дети - умершие некрещеными, рожденные мертвыми, загубленные матерями; колдуны, проклятые родителями), те, кто пропали без вести. То есть это умершие, не прожившие своего века. Они считались, недостойными обычного погребения и были очень опасны для живых. В народе считалось, что из них получаются упыри, русалки, кикиморы и различные мелкие демоны.
Этих умерших боялись и старались как-то обезвредить.
В научной литературе таких покойников называли «заложенными» или «ходячими».
Представления о них сформировались у славян в глубокой древности и оказались такими устойчивыми (как, впрочем, любые традиции, связанные со смертью), что лишь в слегка измененном виде существуют и по сей день.
Почитание «родителей» - это семейный культ предков, а в древности – родовой культ предков.
Поминать их, было принято в особые дни года, которые в современной жизни носят название «Родительские субботы».
Хотя христианский календарь достаточно точно совпадает с языческим, к народной традиции восходит почитание умерших перед Масленицей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днём.
К родительским субботам тщательно готовились: прибирались в доме, ходили в баню, одевали чистую одежду и готовили особенные, поминальные кушания – в каждой местности это было что-то свое: пироги, шаньги, лепешки, каши (кутья), яйца, хмельные напитки.
Одной из самых значимых родительских суббот была Радоница (Радуница),
По народным представлениям, корнями уходящими в глубокую древность, весенние праздники вообще связаны с «активностью умерших». Об этом говорится и в народных приговорках. Например, о первой весенней оттепели говорили «Родители из могил теплом дохнули».
Или под влиянием христианства сложившаяся приговорка: «С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье, и детям, и внукам, и раю, и мукам». Христианство прекрасно объясняет происходящее: народ верил, что в тот период, когда Иисус незримо пребывает на земле, отворяются врата Рая, через которые души усопших родителей посещают оставшихся на земле близких родственников.
Радоница праздновалась во вторник второй недели после Пасхи. Это – одна из главных родительских суббот. В церкви было принято служить в этот день панихиды по всем умершим.
Практически каждая семья в полном составе ходила на кладбища, посещала могилы своих умерших близких. На кладбище шли с приготовленными поминальными блюдами, там же их съедали, а часть еды оставляли на могилах,– угощение для умерших предков. Пироги, лепешки, яйца крошили на могилах, а вино и пиво выливали на землю у могильного креста, стараясь, чтобы вино не попало в изголовье, дабы не «залить покойному глаза». Все это называлось «мертвым на еду».
Совсем по иному относились к «нечистым» умершим, не имеющим никакого отношения ни к семейному, ни к родовому культу.
«Нечистых» умерших боялись. Эта боязнь основывалась либо на страхе перед этими умершими при жизни (например, если это был колдун), либо самой необычайностью причины их смерти.
Считалось, что такие умершие могут влиять на погоду, насылать болезни, зло, всячески вредить живым. Поэтому, люди старались обезопасить себя, предпринимая ряд мер обезвреживания такого опасного мертвеца: прибивали осиновым колом, выкапывали из могилы и бросали в болото, заливали могилу водой и т.д.
У народов Поволжья существовали поверья о том, что заложенные покойники превращались в злобных духов, обитающих в нечистых местах и подкарауливающих припозднившихся путников. Избавиться от них можно было, лишь принеся для них в особые места какие-то поминальные блюда.
21 апреля 2015 года, во вторник отмечается один из главных поминальных праздников – Радоница. Хочу предложить два тематических расклада.
2.Поход на кладбище: о чем вы помните, чтите, с чем считаетесь, о чем заботитесь, что признаете.
3.Поминальная трапеза: как вы поддерживаете, заботитесь об этом
4.Заложенные покойники: неожиданность, о чем вы забыли. Причина кризиса.
5.Упырь, мертвяк, русалки или… лесные тени? Насколько опасна ваша забывчивость.
6.Откуп: как выбраться из создавшейся ситуации.
2. Могила: что из этого мне передали мои предки
3. Кутья: как я благодарю предков за то, что они мне дали.
4. Покровительство предков: что еще я могу рассчитывать получить от моих предков.
2. Поход на кладбище: о чем вы помните, чтите, с чем считаетесь, о чем заботитесь, что признаете.
Что именно из этой ситуации вы признаете, что знаете, цените.
3. Поминальная трапеза: как вы поддерживаете, заботитесь об этом
Что именно вы делаете, чтобы поддерживать, не упускать то, что вы цените и признаете (то, о чем говорилось во 2 позиции).
4. Заложенные покойники: неожиданность, о чем вы забыли. Причина кризиса.
В этой позиции показана причина кризисной ситуации в которой оказался кверент. Важно сравнить эту карту в картой, выпавшей во 2 позиции, что даст понимание того, знает ли кверент об этих причинах или не знает.
Важно сравнить эту карту и с арканом, выпавшим в 3 позиции: это даст представление о том, каково отношение кверента к причине кризиса. Т.е. он может сознательно или подсознательно цепляться, держаться за причину, которая заставляет его находиться в кризисной ситуации и оставаться в ней.
5.Упырь, мертвяк, русалки или… лесные тени? Насколько опасна ваша забывчивость.
Эта позиция показывает, опасна ли кризисная ситуация, в которой оказался кверент, и насколько опасна. Или… проблема не столь существенна.
6.Откуп: как выбраться из создавшейся ситуации.
Пути выхода из кризиса.
Эта позиция раскрывает потенциал родовых качеств кверента, идущих по роду от предков.
2. Могила: что из этого мне передали мои предки
Эта позиция показывает, что именно из того потенциала, который заложен в генах кверента, он реализовал и каким образом.
3. Кутья: как я благодарю предков за то, что они мне дали.
В этой позиции показано, как сам кверент относится к своему потенциалу и качествам, полученным от предков.
4. Покровительство предков: что еще я могу рассчитывать получить от моих предков.
Эта позиция раскрывает, каким образом, в дальнейшем, потенциал кверента получит свою реализацию.
7 посохов
Предки кверентки были людьми, которые всегда шли вперед, не оглядываясь назад. Они чтили то, что осталось позади, но, при этом, отпускли прошлое. Они умели вести за собой, могли направлять или служить примером – «маяком» - для других людей.
Они – те, кто в различных ситуациях, в великих или малых, бытовых делах, служили примером для окружающих.
2. Могила: что из этого мне передали мои предки
2 пентаклей
Огонь, переданный кверентке предками, у нее преобразуется во внутренний огонь. Он не столь ярок, как сияющее во тьме пламя предков, но этот огонь светится внутри нее, привлекая к кверентке внимание окружающих. Это внимание может быть восхищенным, но может быть и раздражительным.
Но этот огонь позволяет кверентке гармонично преобразовывать все, что есть вокруг нее в комфортную для нее обстановку. Она умеет успокоиться, когда бушует страсть или внести толику радости, когда грустно. Умеет увидеть перспективы в бесплодной пустыне и помнит, что за плодородным летом всегда наступит опустошение осени.
3. Кутья: как я благодарю предков за то, что они мне дали.
Луна
Кверентка чувствует в себе эти качества, эту удивительную силу внутреннего огня, однако, она слишком скромна и недооценивает себя. Она склонна сомневаться в себе, не верит, что может оказывать такое воздействие. Ощущая в себе этот огонь, она, порой, оценивающе смотрит на него со стороны, размышляя, верить или не верить собственным глазам и ощущениям? Ее ли это свет?
4. Покровительство предков: что еще я могу рассчитывать получить от моих предков. 6 мечей
Предки не оставят кверентку без своего покровительства. Ее скромность, хоть и вызывает их недоумение, однако, им симпатична. Они склонны относить ее за счет того, что кверентка еще достаточно молода, и со временем научится доверять себе.
Они будут поддерживать ее, помогут поверить в себя, поверить в тот огонь, что есть внутри нее, поверить в то, что этот огонь может стать тем маяком, что поведет и ее, и тех, кто ей дорог, по пути оптимизма и веры в то, что все будет хорошо, что всего в жизни можно добиться собственным честным трудом, любовью и искренностью.
Целью всех поминальных обрядов является не просто вспомнить умерших предков, но этим поминовением живые старались задобрить предков и снискать их расположение к живым сородичам – потомкам.
Поминальные обряды являются частью древнего, патриархального культа предков.
Культ предков – это почитание умерших прародителей и сородичей, снискание их расположения к живым сородичам – потомкам.
В языческие времена поминовения удосуживались не все умершие, а только «чистые» - т.е. умершие естественной смертью от болезней и старости. Считалось, что они прожили свой век на земле и ушли в иной мир. На Руси их почтительно называли «родителями», не обращая внимания на пол и возраст, и считали покровителями семьи.
Другие умершие – «нечистые», которых называли «мертвяки» и «заложенные» - это те, кто умер неестественной смертью, насильственной, преждевременной, от несчастного случая (убитые, самоубийцы, утопленники, замерзшие, сгоревшие, умершие от пьянства, дети - умершие некрещеными, рожденные мертвыми, загубленные матерями; колдуны, проклятые родителями), те, кто пропали без вести. То есть это умершие, не прожившие своего века. Они считались, недостойными обычного погребения и были очень опасны для живых. В народе считалось, что из них получаются упыри, русалки, кикиморы и различные мелкие демоны.
Этих умерших боялись и старались как-то обезвредить.
В научной литературе таких покойников называли «заложенными» или «ходячими».
Представления о них сформировались у славян в глубокой древности и оказались такими устойчивыми (как, впрочем, любые традиции, связанные со смертью), что лишь в слегка измененном виде существуют и по сей день.
Почитание «родителей» - это семейный культ предков, а в древности – родовой культ предков.
Поминать их, было принято в особые дни года, которые в современной жизни носят название «Родительские субботы».
Хотя христианский календарь достаточно точно совпадает с языческим, к народной традиции восходит почитание умерших перед Масленицей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днём.
К родительским субботам тщательно готовились: прибирались в доме, ходили в баню, одевали чистую одежду и готовили особенные, поминальные кушания – в каждой местности это было что-то свое: пироги, шаньги, лепешки, каши (кутья), яйца, хмельные напитки.
Одной из самых значимых родительских суббот была Радоница (Радуница),
По народным представлениям, корнями уходящими в глубокую древность, весенние праздники вообще связаны с «активностью умерших». Об этом говорится и в народных приговорках. Например, о первой весенней оттепели говорили «Родители из могил теплом дохнули».
Или под влиянием христианства сложившаяся приговорка: «С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье, и детям, и внукам, и раю, и мукам». Христианство прекрасно объясняет происходящее: народ верил, что в тот период, когда Иисус незримо пребывает на земле, отворяются врата Рая, через которые души усопших родителей посещают оставшихся на земле близких родственников.
Радоница праздновалась во вторник второй недели после Пасхи. Это – одна из главных родительских суббот. В церкви было принято служить в этот день панихиды по всем умершим.
Практически каждая семья в полном составе ходила на кладбища, посещала могилы своих умерших близких. На кладбище шли с приготовленными поминальными блюдами, там же их съедали, а часть еды оставляли на могилах,– угощение для умерших предков. Пироги, лепешки, яйца крошили на могилах, а вино и пиво выливали на землю у могильного креста, стараясь, чтобы вино не попало в изголовье, дабы не «залить покойному глаза». Все это называлось «мертвым на еду».
Совсем по иному относились к «нечистым» умершим, не имеющим никакого отношения ни к семейному, ни к родовому культу.
«Нечистых» умерших боялись. Эта боязнь основывалась либо на страхе перед этими умершими при жизни (например, если это был колдун), либо самой необычайностью причины их смерти.
Считалось, что такие умершие могут влиять на погоду, насылать болезни, зло, всячески вредить живым. Поэтому, люди старались обезопасить себя, предпринимая ряд мер обезвреживания такого опасного мертвеца: прибивали осиновым колом, выкапывали из могилы и бросали в болото, заливали могилу водой и т.д.
У народов Поволжья существовали поверья о том, что заложенные покойники превращались в злобных духов, обитающих в нечистых местах и подкарауливающих припозднившихся путников. Избавиться от них можно было, лишь принеся для них в особые места какие-то поминальные блюда.
21 апреля 2015 года, во вторник отмечается один из главных поминальных праздников – Радоница. Хочу предложить два тематических расклада.
Расклад «Радоница (Родительская суббота)»
(расклад на кризисную ситуацию)
1.Радоница: Сигнификатор ситуации2.Поход на кладбище: о чем вы помните, чтите, с чем считаетесь, о чем заботитесь, что признаете.
3.Поминальная трапеза: как вы поддерживаете, заботитесь об этом
4.Заложенные покойники: неожиданность, о чем вы забыли. Причина кризиса.
5.Упырь, мертвяк, русалки или… лесные тени? Насколько опасна ваша забывчивость.
6.Откуп: как выбраться из создавшейся ситуации.
Расклад «Память предков»
(расклад на познание себя как части рода)
1. Предки: каковы мои корни (это - не я).2. Могила: что из этого мне передали мои предки
3. Кутья: как я благодарю предков за то, что они мне дали.
4. Покровительство предков: что еще я могу рассчитывать получить от моих предков.
Объяснение позиций в раскладах:
Расклад «Радоница (Родительская суббота)»
1. Радоница: Сигнификатор ситуации
Описание ситуации, в которой оказался кверент.2. Поход на кладбище: о чем вы помните, чтите, с чем считаетесь, о чем заботитесь, что признаете.
Что именно из этой ситуации вы признаете, что знаете, цените.
3. Поминальная трапеза: как вы поддерживаете, заботитесь об этом
Что именно вы делаете, чтобы поддерживать, не упускать то, что вы цените и признаете (то, о чем говорилось во 2 позиции).
4. Заложенные покойники: неожиданность, о чем вы забыли. Причина кризиса.
В этой позиции показана причина кризисной ситуации в которой оказался кверент. Важно сравнить эту карту в картой, выпавшей во 2 позиции, что даст понимание того, знает ли кверент об этих причинах или не знает.
Важно сравнить эту карту и с арканом, выпавшим в 3 позиции: это даст представление о том, каково отношение кверента к причине кризиса. Т.е. он может сознательно или подсознательно цепляться, держаться за причину, которая заставляет его находиться в кризисной ситуации и оставаться в ней.
5.Упырь, мертвяк, русалки или… лесные тени? Насколько опасна ваша забывчивость.
Эта позиция показывает, опасна ли кризисная ситуация, в которой оказался кверент, и насколько опасна. Или… проблема не столь существенна.
6.Откуп: как выбраться из создавшейся ситуации.
Пути выхода из кризиса.
Расклад «Память предков»
1. Предки: каковы мои корни (это - не я).Эта позиция раскрывает потенциал родовых качеств кверента, идущих по роду от предков.
2. Могила: что из этого мне передали мои предки
Эта позиция показывает, что именно из того потенциала, который заложен в генах кверента, он реализовал и каким образом.
3. Кутья: как я благодарю предков за то, что они мне дали.
В этой позиции показано, как сам кверент относится к своему потенциалу и качествам, полученным от предков.
4. Покровительство предков: что еще я могу рассчитывать получить от моих предков.
Эта позиция раскрывает, каким образом, в дальнейшем, потенциал кверента получит свою реализацию.
Пример расклада «Память предков» на «Wild Unknown Tarot»
1. Предки: каковы мои корни (это - не я). 7 посохов
Они – те, кто в различных ситуациях, в великих или малых, бытовых делах, служили примером для окружающих.
2. Могила: что из этого мне передали мои предки
2 пентаклей
Но этот огонь позволяет кверентке гармонично преобразовывать все, что есть вокруг нее в комфортную для нее обстановку. Она умеет успокоиться, когда бушует страсть или внести толику радости, когда грустно. Умеет увидеть перспективы в бесплодной пустыне и помнит, что за плодородным летом всегда наступит опустошение осени.
3. Кутья: как я благодарю предков за то, что они мне дали.
Луна
4. Покровительство предков: что еще я могу рассчитывать получить от моих предков. 6 мечей
Предки не оставят кверентку без своего покровительства. Ее скромность, хоть и вызывает их недоумение, однако, им симпатична. Они склонны относить ее за счет того, что кверентка еще достаточно молода, и со временем научится доверять себе.
Они будут поддерживать ее, помогут поверить в себя, поверить в тот огонь, что есть внутри нее, поверить в то, что этот огонь может стать тем маяком, что поведет и ее, и тех, кто ей дорог, по пути оптимизма и веры в то, что все будет хорошо, что всего в жизни можно добиться собственным честным трудом, любовью и искренностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий