вторник, 7 ноября 2017 г.

Римский календарь для современной ведьмы: Октябрь – «восьмой» месяц

Октябрь (лат «Oktober») – это «октем», «восьмой» месяц в самом старом из римских календарей, составленных основателем Рима – Ромулом. 
После реформы Нумы Помпилия, когда к календарю добавились другие месяцы, октябрю, так же, как и сентябрю, оставили его прежнее название.


Октябрьские праздники римского календаря:
1 октября — праздник богини Фидес. 
Фидес (лат. Fides) – римская богиня верности, согласия и верности данному слову. Являлась олицетворением божественных гарантий данных клятв и заключенных соглашений
Считалась обожествлением Верности (Fides) и важнейших добродетелей (Доблести, Благочестия, Чести, Согласия). Это — уникальная черта римской религии.
Праздник, как и культ богини появились в календаре римлян во времена Нумы Помпилия, то есть в те времена, когда сложился римский календарь в том виде, в котором мы знаем его сейчас
Культ богини:
1.Часто Фидес почиталась вместе с Пиетас - богиней исполнения долга перед богами, государством, Императором, родителями, которая считалась основой общества и добродетелей римлян, гордившихся своей исключительной верностью клятве
Атрибутами Пиетас были дети и аист.
2. Почитание Фидес было тесно связано с Юпитером: когда верховного бога призывали в свидетельство клятв и заключенных соглашений, то вместе с ним обязательно призывали и Фидес.
Из этого культа постепенно вышел образ бога Диус Фидус - мужской аналог богини Фидес, в какой-то степени отождествленный с Юпитером.
Но он не стал очередной ипостасью Юпитера. Возник вполне самостоятельный культ бога, в Риме известного как Semo Sancus Dius Fidius, разделивший с Юпитером ответственность за обеспечение добросовестности, особенно в личных делах. Так же, этот бог стал Хранителем Клятв и богом Верности.
3. Храм богини Фидес был построен на Капиталийском холме
4. В древности жрецы приносили жертву Фидес, обернув тканью правую руку, посвящённую богине, так как именно соединение правых рук символизировало верность заключённому договору. 

1-5 октября — праздник Цереры
Церера или греческая Деметра – это Богиня-Мать, Богиня земли, плодородия и урожая.
Римское почитание Цереры в первые дни октября имеет греческие корни и выходит из Фесмофорий (Тесмофорий) - пятидневных празднеств в честь Деметры как богини - законодательницы.
На эти торжества допускались только свободнорождённые женщины
Начинался праздник с трехдневного чествования Коры - Персефоны, возвращающейся в Подземный Мир. Посвященные пили священный ячменный напиток и ели священные пирожные. 
В эти три дня открывали Мундус Цереры – особую яму, вырытую еще Ромулом при основании города. Считалось, что это - вход в Царство Мертвых.
Целью большинства торжеств Фесмофорий было возведение преград и препятствий на пути обидчиков женщин и тех, кто нарушает священные законы.
Жрицы зачитывали список нарушителей перед дверями храмов разных богинь, особенно перед храмами Деметры и Артемиды. Считалось, что проклятый таким образом человек не доживет и до конца года.

Греческое празднование Фесмофорий
В Греции, в дни Фесмофорий (Тесмофорий), Деметра чествовалась как покровительница земледелия, земледельческого быта и семьи. Праздник длился 5 дней, во время осенних посевных работ, и был всенародным. 
Торжества проводились на средства выбранных женщин из числа наиболее зажиточных и уважаемых.
1 день - ритуал «катодос»: очистившиеся жрицы относили жертвенных поросят в ущелье, в котором находилась подземная святыня Деметры- законодательницы. Они оставляли там поросят и забирали с собой останки животных, принесенных прошлой осенью. 
2 день – ритуал «нистея»: останки поросят выставлялись на алтаре. Поскольку Деметру почитали, как богиню-законодательницу, то суды в этот день не работали. 
3 день праздника: останки поросят бросались во вспаханную землю как символ Деметры, как богини плодородия. В этот же день женщины возвращались в город, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. 
4 день праздника принято было проводить в посте и унынии, 
5 день праздника: устраивался веселый пир с играми и плясками. 

9 октября — праздник Счастья 
Это – праздник, посвященный богине Венере, которая награждает своих верных последователей счастьем и радостью.
В Риме, культ Венеры произошел из культа богини садов и плодов, ставшей покровительницей Рима и римлян. Поэтому чествование ее в дни, когда урожай собран и год близится к своему завершению – это, своего рода, благодарственные обращения за те блага, что богиня дала людям.

11 октября — Медитриналии 
Это - праздник, посвященный Медитрине - богине врачевания, дочери Асклепия.
На празднестве было принято пробовать молодые вина, которые считались хорошим средством для сохранения здоровья.

12 октября — праздник Фортуны Возвращающейся 
Фортуна – это древнеримская богиня удачи и счастливого стечения обстоятельств. Ее культ – один из старейших на Апенинском полуострове, имеющий италийское происхождение.
В последствии, Фортуна была отождествлена с греческой Тихе – богиней случая, удачи и судьбы.
Культ Фортуны Возвращающейся (Fortuna Redux) был введен императором Августом, когда, успешно завершив войны на Востоке, в 19 г. до н. э., он вернулся в Рим и в благодарность богине поставил ей жертвенник под названием «Фортуна Редукс» - «Фортуна счастливого возвращения».
Постепенно «Fortuna Redux» стала пониматься как удачное или счастливое возвращение домой после успешного завершения сделки. И в этом случае культ Фортуны Возвращающейся стал восприниматься частью культа Меркурия – покровителя удачных сделок.

13 октября — Фонтиналии 
Это – торжества, посвященные богу Фонсу (Фонту).
Фонс (лат. Fons - «водный источник») - это бог источников и фонтанов, сын Януса и нимфы вод Ютурны. Особенно почитался ремесленниками и был популярен у рабов: именно из их среды вербовались служители его культа.
Фонтиналии – это ежегодный праздник не только в честь Фонса, но и в честь нимф источников, и в честь всех родников и источников вообще.
В этот день они украшались цветами, а в воду, в качестве жертвоприношения принято было лить вино и бросать венки из цветов. 

15 октября — Эквирии, посвященные Марсу 
Эквирии - военно-религиозные празднества, по преданию, основанные еще Ромулом. Они проходили на Марсовом поле в феврале, марте и октябре.
Октябрьские эквирии носили название «Equus October» (лат.) – досл. «Октябрьская лошадь» и символизировали время завершения военных походов (они происходили как правило в теплое время года). 
Это был религиозный обряд, ставший частью конных ристалищ – «Капитолийских игр».
На Марсовом поле проводились гонки на парных колесницах, а затем правая лошадь команды-победителя приносилась в жертву. 
Время проведения данного жертвоприношения совпадало с концом сельскохозяйственного и военного сезонов. 
«Октябрьская лошадь» - это единственный случай жертвоприношения лошадей в римской религии.
После победы в заезде в жертву приносили правого коня, посвящая его богу войны Марсу. В рамках обряда одну часть крови жертвенного коня возливали на очаг Регии (резиденция Великого понтифика Рима), а вторую часть отдавали весталкам для обрядов очищения в апрельский праздник Парилии (в честь Палес, богини стад и весеннего плодородия). 
За голову коня, отсеченную жрецом – фламином Марса, проводилось дополнительное соревнование между гражданами двух округов Рима, в ходе которых завоевывалась честь выставить на стене одного из зданий трофей «октябрьской лошади», украшенный хлебами. 
Весь этот обряд, усовершенствованный в ходе календарной реформы Нумы Помпилия, восходит к древнейшей традиции, когда по возвращении из военных походов, которые ежегодно начиналась весной и завершалась осенью, жители Рима в качестве дара предлагали богам бега на колесницах и приносили в жертву коня-победителя, чтобы очистить Рим возлиянием лошадиной крови и защитить его фетишем лошадиного остова (голова). 

19 октября — Армилустрий 
Армилустрий - это праздник очищения и освящения оружия после военных походов, посвященный Марсу 
В этот день оружие солдат было ритуально очищено. Церемония начиналась под звуки труб в Большом цирке (очищение оружия), украшенном цветочными гирляндами. Затем процессия отправлялась на Авентинский холм, неся факелы и жертвенных животных. 
В храме оружие освящалось и отправлялось на хранение до весны – до начала новых военных походов.
Завершался обряд особым танцем, который исполняли салии – особые жрецы Марса.


Комментариев нет:

Отправить комментарий