пятница, 25 августа 2017 г.

Римский календарь для современной ведьмы: Август - месяц названный в честь императора Октавиана Августа

Август (лат. Augustus) – получил свое название в честь императора Августа, хотя поначалу римляне называли его «Sextilius» - «Шестой»
В Риме и во многих других странах в этом месяце отмечались праздники сбора урожая.


Августовские праздники римского календаря:
1 августа — праздник Цереры
Церера (лат. Cerēs) — это древняя, италийская богиня плодородия, созревания злаков, урожая и земледелия. Почитаемая как Богиня – Мать, она покровительствует материнству и браку (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой).
Традиционно изображалась прекрасной женщиной с фруктами, колосьями или серпом в руках. 
Особенным почитанием эта богиня пользовалась среди плебеев и земледельцев.
Также, она почиталась и как Богиня Подземного Мира, сливаясь, таким образом, с культом своей дочери Прозерпины. В этой ипостаси она насылала на людей безумие и почиталась как Богиня возмездия и мщения, особенно за поруганную честь и оскорбление женщин (и, в частности, замужних женщин) и матерей.
Постепенно, в Риме культ богини Цереры слился с культом Теллуры («Светлой богини»). И уже им обоим были посвящены праздники жатвы, урожая и также зимнего посева.
Церера почиталась и как покровительница и защитница детей: согласно римским мифам, она не могла вынести вида голодного ребёнка и заботилась об осиротевших или покинутых детях.
9 августа — Индигета 
Индигета (лат. Sol Indigis) – это праздник Солнца. 
Хотя в римской традиции почитание Солнца большой роли не играло, тем не менее, древний италийский и этрусский культы Солнца – существовали. Но в римский календарь этот праздник пришел из некогда родового культа Аврелиев, в последствии став общественным.
Полное название праздника – 
«Soli Indigeti in colle Quirinale sacrificium publicum», 
что можно перевести как
«Необходимая Жертва Солнцу ради общества на Квиринальском холме»
Этот холм примечателен сам по себе. Являясь самым высоким их семи холмов Рима, он был назван в честь бога Квирина – древнего, италийского бога войны и верховной власти.
На холме было воздвигнуто святилище Квирина, который в древнейший период римской истории входил в триаду главных римских богов, вместе с Юпитером и Марсом и, постепенно, был отождествлен с ними.
В последствии в религиозной традиции римлян возникла связь между Юпитером и культом Солнца, о чем свидетельствует символ Солнца - Колесо, помещавшееся в некоторых храмах Юпитера.
В день Индигеты в храме Юпитера совершалось жертвоприношение Солнцу как прародителю, родоначальнику и верховному правителю римлян. И обращались к нему, подразумевая всех прародителей, предков и богов вообще.

13 августа — Вертумналии 
Это – празднества, проводимые в честь Вертумна – бога садов, смены времен года, различных даров и превращений, происходящих с земными плодами. Он почитался, так же, как бог хорошего совета.
Празденества в его честь проводились в августе и октябре.
Особенностью августовских празднеств было то, что в эти дни вместе с Вертумном чествовалась и его супруга – Помона, богиня плодовых деревьев (особенно яблонь). 
Вертумн изображался в виде  садовника с плодами нового урожая и садовым ножом в руках.
Ежегодно, именно 13 августа ему приносились благодарственные жертвы.

13-15 августа — праздник Дианы Тривии
Тринадцатое августа – это день рождения Богини Дианы, одной из древнейших богинь римлян, почитаемой как Лунная Богиня, покровительница жизни и смерти, лесов, животных и плодородия, родовспомогательница и покровительница женщин, Богиня охоты и Судьбы, верховной власти и объединения народов.
Более подробно об этой Богине и ее культе можно прочитать в статье этого блога
Богиня Диана - Королева ведьм
Однако, тринадцатого августа римляне чествовали еще одну Богиню - Великую Богиню Гекату «Черную Мать», так же, почитаемую как «Тривия». Этот праздник они переняли у греков.
Именно в этот день женщины Рима, на чьи просьбы откликнулись эти богини, при свете факелов в торжественном шествии шли в их храмы и проводили благодарственные церемонии, на которые мужчины – не допускались.

17 августа — Портуналии
Это – празднества, посвященные Портуну (лат. Portunes) - богу ключей, дверей и скота, охраняющим амбары с зерном. 
Первоначально, он почитался как бог Мужской Судьбы и составлял пару с богиней Фортуной, однако впоследствии был отождествлен с богом Палемоном и превратился в бога портов и гаваней. 
Именно к нему моряки обращались с просьбами о безопасном и благополучном плавании.
Так же, существуют указания, что в глубочайшей древности Портун 
*был богом бродов – неглубоких мест в реках, через которые реку можно перейти;
*был повелителем ненастной погоды.
Главным атрибутом Портуна является ключ, поэтому, вовремя Портуналий римляне бросали в огонь старые ключи для очищения.
Главный храм Портуна находился в Риме, на Бычьем форуме.
Так как функции и атрибуты Портуна сближают его с Янусом, то его также начали изображать с двумя головами, смотрящими в разные стороны.
Эти двуликие изображения, присутствующие на монетах, часто можно было видеть на корабельных носах. Они были символом безопасного плавания, вселяя в моряков уверенность в том, что их покровитель видит опасность, с какой бы стороны она ни пришла, и обязательно предупредит о ней. 
17 августа – праздник в честь Вулкана
В ходе Портуналий римляне первый раз в августе воздавали почести богу Вулкану. 
Вулкан (лат. Vulcanus) — это бог огня в древнеримской мифологии, чей культ сопровождался человеческими жертвоприношениями.
В более позднее эпохи, соотнесенный с греческим Гефестом, Вулкан стал покровителем кузнечного ремесла и изображался с кузнечным молотом в руках.
В августе римляне трижды чествовали Вулкана: 17-го, 21-го и 23-го числа, поэтому, август можно называть именно «Месяцем Вулкана». 
Вулкан – это темная ипостась Бога, связанная с таинствами Подземного мира, изначальным – творящим огнем и огнем разрушения.

17 августа — Тибериналии 
Это – торжества посвященные Тиберину – богу (гению) реки Тибр. Он воспринимался как милостивый бог – помощник и советчик, помогающий найти верную дорогу и правильно принять решение в морских путешествиях. 
В более поздние эпохи в образ Тиберина влился образ бога Волтурна – бога одноименной реки.
Тиберин изображался мудрым старцем в голубых одеждах с тростниковым или лавровым венком на голове. В руках он держит весло и рог изобилия. Часто рядом с ним изображались Капитолийская волчица с Ромулом и Ремом
Его храм расположен на острове реки Тибр.
Сегодня Тиберин почитается не только как бог, указывающий правильное направление и дающий мудрые советы, но и как уважаемый и ответственный опекун и наставник. Источником таких воззрений служит римский миф о роли, сыгранной Тиберином в жизни Ромула и Рема.

19 августа — Виналии
Это – праздник сбора винограда, посвящённый Юпитеру. В сельской местности эти торжества были посвящены Венере.
И если в честь Юпитера совершались положенные жертвоприношения в святилищах, то особенностью культа Венеры было то, что молодое вино, в честь Богини, лили на землю возле ее храма. 
21 августа — Консуалии
Это – празднества и игры, посвященные Консу – древнему богу земли и посевов, собранного и упрятанного в подземные хранилища зерна и силоса. С течением времени, он становится, также, богом доброго совета
В Риме его алтарь находился под землей и открывался только дважды в год, вовремя Консуалий: 21 августа - после жатвы и 15 декабря – по окончании посевов.
Ежегодно, Консуалии открывались в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Их начинали конные бега и гонки на колесницах
В эти дни богу приносились жертвы, украшались венками из цветов лошади и мулы, устраивались состязания пастухов.

21 августа – праздник в честь Вулкана
В ходе Консуалий римляне второй раз в августе воздавали почести богу Вулкану.

23 августа — Вулканалии
Это - главный и третий в августе праздник в честь бога Вулкана (17, 21 и 23 августа)
Особенностью, отличающей Вулканалии от двух предыдущих торжеств является то, что проводился праздник обязательно за пределами города (населенного пункта). Это объяснялось главной целью торжеств: умилостивление бога огня, чтобы он уберег город, горожан и зерно нового урожая от пожаров
Во время праздника проводились игры в римском цирке и совершались жертвоприношения: в костры, разжигаемые для почитания бога, бросали живую рыбу или небольших животных. Это была жертва, предохраняющая от пожаров.

23 августа - Праздник Ютурны и Стата Матер
Составной частью Вулканалий было обращение к богиням Ютурне и Стата Матер.
Ютурна – это богиня фонтанов. Первоначально, почиталась как нимфа целебного источника. 
Cтата Матер почиталась как богиня, гасящая огонь и защищавшая от пожаров.
Таким образом, эти богини, как бы, уравновешивали бога огня.

25 августа — Опиконсивии 
Это – праздник урожая, посвященный Опс – богине земледелия, плодородия, богатой жатвы, посевов и процветания, управляющей плодородием и растительностью.
Именно в августе богиня Опс почиталась под именем «Консивия» - «Сеятельница», потому что торжества в ее честь были тесно связаны с культом бога Конса и Консуалиями, проводимыми несколькими днями ранее. 
Во время праздника ей приносили жертвы в доме правителя, куда имели доступ только весталки и главный жрец
На алтари богини возлагались буханки свежеиспеченного хлеба и амфоры с вином. 

27 августа — Волтурналии
Это – празднества, посвященные Волтурну – богу одноименной реки (совр. Вольтурно), сыну Бога Януса.
Впоследствии, был отождествлен с Тиберином – богом реки Тибр, перенял большую часть его функций и во время Волтурналий почитался уже как Тиберин.


Комментариев нет:

Отправить комментарий