понедельник, 16 мая 2016 г.

Обзор колоды: «Таро Альфонса Мухи»

«Таро Альфонса Мухи» (Tarot Mucha) - 
это колода, изданная издательством Lo Scarabeo, в декабре 2014 года.
Ее образы были навеяны творчеством 
одного из интереснейших художников – декораторов 
конца XIX – первой половины XX вв.
Однако, если вы знакомы с творчеством Альфонса Мухи, то при взгляде на картинки арканов вас ожидает сюрприз.
Конечно, манера художника – легко узнаваема. И, тем не менее, авторы и художники колоды постарались включить «оформительские и афишные» образы Мухи в живую картинку – иллюстрацию аркана, и, словно бы вдохнули жизнь в спокойные картины неги и расслабления.


Альфонс Муха в большинстве своем писал женские образы. Его можно назвать «Певцом женской красоты» начала XX века. Однако, в картах есть и мужские образы – прекрасно вписанные в визуальный и живописный стиль колоды. Но, что удивительно, не смотря на то, что мужских образов в колоде – много, она оставляет впечатление совершенно женской, женственной и даже, в какой-то степени, феминистской.
Эпитет «феминистская» может вызвать непонимание и даже оттолкнуть. Постараюсь объяснить такое свое впечатление от колоды.


Таро Альфонса Мухи: Феминизм - как право 
быть собой
«Если женщина достойна взойти на эшафот, 
то она достойна войти и в парламент». 
Олимпия де Гуж
Почему «феминизм»?
Если говорить о творчестве Альфонса Мухи, то у меня всегда складывалось мнение о нем, как о творце именно женских образов, который воспевает женщину и женскую красоту, подчеркивая индивидуальность каждой женщины и ее умение эту индивидуальность продемонстрировать.

Именно под таким впечатлением я начала рассматривать образы на арканах колоды «Таро Альфонса Мухи». И, не смотря на то, что мужские образы в арканах присутствуют, тем не менее, впечатление женской колоды, женской энергетики никуда не исчезло. И, возможно, стало ярче благодаря энергии и тому смысловому насыщению, которое давал картинке каждый аркан как часть системы таро.
Помню, я с удивлением подумала «Феминизм какой-то…»

Если попытаться определить, что такое «феминизм», то можно обнаружить огромное количество определений – очень разных, освещающих, подчеркивающих, выделяющих разные стороны того, что является феминизмом. Общим же у них является одно:
Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — это движение, отстаивающее права женщин – политические, общественные, социальные.
Однако, если читать об истории феминизма, то можно выделить еще одну черту
Феминизм – это право женщины быть собой и, при этом, оставаться равной мужчине.
Не быть преследуемой за то, что ты – женщина
Не быть униженной из-за того, что ты – женщина и…
Быть свободной, потому, что ты - женщина
Именно об этом говорят прекрасные образы, изображенные на арканах колоды «Таро Альфонса Мухи».
Это – самостоятельные и самодостаточные женщины, которые отстаивают свое право быть не просто женщиной, а идти по пути, который каждая из них выбрала и требуют уважения к этому пути. Даже если общество диктует другие правила, даже если с точки зрения окружающих и «приятельниц» этот путь – не соответствует их пониманию успеха, удачи, «того, что и как дóлжно».
Героини арканов – прекрасны в демонстрации своего права быть теми, кем они желают и вести ту жизнь, какую они избрали. 
Они настаивают на своем праве «на ошибку» и требуют уважения к личному опыту, даже если сторонним наблюдателям этот опыт кажется незначительным.
Единственное, чего они требуют от общества и окружения: 
уважение своего права быть теми, кем они хотят.

Для примера рассмотрим несколько арканов.
Шут, это - юная дева, которая впервые ощутила себя женщиной – интересной, притягательной, чарующе-прекрасной. 
И она демонстрирует то, что впервые почувствовала в себе – собственную притягательность, привлекательность, женственность. 
Она демонстрирует их с чарующей невинностью юности.
Она – свободна, и готова к приобретению жизненного опыта, о чем говорят ее свободно развевающиеся, распущенные волосы, украшенные алыми лентами, изгиб фигуры и бьющая ключом жизненная сила, которая исходит от аркана.
Шут – не выносит запретов. Она - настаивает на своем праве через личный опыт и ошибки познавать жизнь и самой решать, каким путем будет идти по жизни. 

Жрица, загадочная и таинственная. Она настаивает на своем праве чистоты и невинности, а так же на праве познания мира через изучение теории и многовековой мудрости.
Она олицетворяет абсолютную женскую мудрость 
Не практичную женственность и жизненный опыт, когда, испытав в жизни «всё и вся», женщина начинает советовать окружающим, как быть и что делать. 
Нет, такой подход был бы слишком субъективен и узок для Жрицы.
Жрица владеет космическими знаниями, основанными на правилах Вселенной, и выносит свои суждения, основываясь на законах Мироздания.
И она – настаивает на своем праве идти по такому пути познания мира и требует уважительного и равноправного отношения к себе.
При этом, она - не навязывает свои суждения окружающим, предпочитая оставаться в тени и, невольно, подпитывая образ «Женщины – загадки», «Женщины – тайны» который окружает ее подобно ореолу святости.
Она немного робка и порой не уверена в себе, но это с лихвой компенсируется ее знаниями божественных законов, которые помогают ей преодолевать природную робость. Потому что Вселенная – не может ошибаться. Вселенная права всегда. И Жрица настаивает на своем праве озвучить голос Вселенной.

5 кубков, визуально, очень классический аркан, на котором женщина с горечью смотрит на три опрокинутых кубка, в то время как за ее спиной стоят два полных. 
Она – закрылась в своем страдании. Однако, за ее спиной изображено дерево, олицетворяющее то, что сейчас с нею происходит.
Оно – без листьев, но – не мертвое. Это – состояние природы, характерное для осени или зимы, после которого обязательно наступит весна.
Так и женщина на картинке аркана.
Она настаивает на своем праве горевать и сокрушаться тому, что не удалось, но что уже уходит из ее жизни, потому что это – нормальное состояние, после которого она соберет силы и проснется для новой жизни и будущего – обновленная, более мудрая, полная сил и готовая к новым свершениям.
Но сейчас – она настаивает на своем праве горевать и плакать, потому что это – прощание с тем, что было, а без прощания с прошлым – нет будущего.

Мужские образы в колоде
Как уже упоминалось, мужских образов в колоде – предостаточно. Это - Император, Иерофант, Колесница, Повешенный, Солнце, Страшный Суд - в старших арканах. Все карты двора, кроме Королев, хотя, при этом, Пажи позволяют делать неоднозначные и интересные выводы. Все четыре семерки, а так же еще по несколько арканов каждой масти.
Однако, все эти арканы не мешают воспринимать колоду – чисто женской и не умиляют энергии женственности, исходящей от нее.
Если учитывать такую точку зрения, то каким может быть толкование арканов с мужскими персонажами?
С одной стороны, колода «Таро Альфонса Мухи» - это довольно традиционная, «уайтовская» колода, а значит, этим арканам подходят классические значения. С другой стороны, если вам интересны трактовки с позиции женских образов и женской энергетики, то трактовать эти арканы возможно следующим образом.
Возьмем аркан, олицетворяющий максимальную, абсолютную мужскую энергетику – Император. 
Конечно, этот аркан указывает на ту, кто обладает властью. Однако, у нас уже есть Императрица, которая также указывает на властные полномочия.
 
В чем разница?
Различия можно увидеть, рассматривая оба аркана с позиции «активное и пассивное начало»:
*активное использование властных полномочий и – пассивное использование властных полномочий,
*быстрые, активные действия «в лоб» и – действия, после долгих размышлений при помощи дипломатии и закулисных интриг,
*следование законам и правилам, и - грамотное умение обойти данные законы и правила,
*воинственность – миролюбие.
И т.д.
К тому же, когда мы будем говорить о женщине, на которую указал аркан «Император», то мы будет говорить о женщине старшего и даже пожилого возраста, в то время как аркан «Императрица» укажет на женщину в расцвете сил – скорее молодого и среднего возраста.
И вот подобным образом можно будет развернуть трактовку других старших арканов, и в первую очередь – Иерофанта (тут можно вспомнить легендарную Папессу Иоанну из IX века: впрочем, женское священство – вопрос, на сегодняшний день, очень актуальный).

Или трактовать арканы колоды можно с позиции ответа на вопрос: о каком праве женщины говорит данный аркан?
Например, возьмем 6 посохов. Это – 
*право женщины быть успешной в том деле, которое она выбрала,
*право работать в той сфере, которую она выбрала, и быть не менее успешной, чем окружающие мужчины. 
*право быть лидером в отношениях и занимать доминирующую позицию в сексе.
*право открыто высказывать свое мнение и быть услышанной
 И т.д.

В целом, достаточно традиционно, скажете вы, и здесь я с вами соглашусь. Получается трактовка, обычная для любой колоды, если кверент – женщина.
Однако особенностью толкования арканов именно «Таро Альфонса Мухи» может явиться такая черта: «Творческая и даже «творящая» составляющая»: 
Женщина – это творец, через творение и творчество рождающая что-то новое. Из неудач и падений, она получает то новое, чего ранее не было и сотворяет то, чего ранее еще не существовало.

3 комментария:

  1. Юля, спасибо за обзор. Колоду покупать пока не планирую, но статья очень понравилась. Приятно, когда такой заряд несет колода по мотивам работ художника-мужчины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо:)))
      Я долго ее, словно "не видела", и по большому счету купила только из-за того, что художник понравился.
      И, оказалось, в ней столько сюрпризов:)))

      Удалить
  2. Спасибо! Очень интересна Ваши интерпретация!

    ОтветитьУдалить